Перед вами абсолютно новое решение и ни на что не похожий автомобиль. Mercedes-Benz R-класса — воплощение концепции универсальности. Но нет, это не очередной однообъемник для всей семьи. Это невероятный симбиоз отличительных достоинств автомобилей самых различных классов — роскошного бизнес-седана, мощного спортивного автомобиля и бескомпромиссного внедорожника. Неудивительно, что новый R-класс появился на автомобильном рынке под неоднозначным слоганом: «Начало чего-то большого».
Немецкие инженеры и дизайнеры трудились над новым детищем, достойным носить трехлучевую звезду, целых три года. Все началось с презентации в 2002 году оригинального и смелого прототипа Mercedes-Benz GST (Grand Sports Tourer), призванного положить начало идее и даже целой философии по-настоящему просторных автомобилей, предлагающих не только отменный комфорт, но и преимущества высоких технологий и выдающихся характеристик. В 2004 году на Парижском моторшоу был представлен автомобиль Vision R, ориентированный на серийное производство. К счастью, он очень многое унаследовал от первого прототипа — его концепция сочетала в себе элегантный дизайн, непревзойденный динамизм, подкрепленный полным приводом, и уникальная свобода внутреннего пространства. В 2005 году в Нью-Йорке перед публикой предстал готовый серийный Mercedes-Benz R-класса…
Один из первых действительно универсальных автомобилей от немецкого производителя — красавец черного цвета «Обсидиан» с литерой «R» на двери багажника — попал на тест-драйв журнала «Автосалон».
Автомобиль очень необычен, подобный дизайн и компоновку кузова вряд ли можно увидеть где-либо еще. Инженеры, создававшие Mercedes-Benz R-класса говорят об абсолютно новом типе автомобилей. Им удалось объединить в одной технической конструкции вместительный минивэн, полноприводный внедорожник и элегантный, динамичный лимузин. И ни одна из трех составляющих концепции новинки не доминирует, они равны. Конструкторы как будто исполнили все самые смелые желания требовательных автолюбителей, предложив им многогранную универсальность. И добавьте к этому традиционно высокое качество немецкой марки, автомобили которой ассоциируются с понятиями «комфорт» и «роскошь».
Дизайн
Облик автомобиля своими чертами едва напоминает привычный многим универсал: да, все внутреннее пространство R-класса — салон и багажное отделение — составляет один объем, но на этом сходство с семейными автомобилями заканчивается. Дизайнеры и не стремились создать очередной «вэн», потому что, по их мнению, его образ ассоциируется всего лишь с рабочей лошадкой, автомобилем для езды за покупками. Это лишило бы дизайн новинки эмоциональности, изящества и элегантности. Экстерьер R-класса сочетает длинный кузов с большой колесной базой, выразительность плавного силуэта, объемные колесные арки и массивность решетки радиатора, выполненной в традиционном стиле марки Mercedes. Изогнутая линия крыши, передние стойки которой мягко и незаметно перетекают в задние, напоминает о динамичном и представительном седане и полностью искореняет ассоциации с минивэнами. Две овальные хромированные выхлопные трубы выполнены в спортивном стиле и недвусмысленно намекают на взрывной потенциал скрытой под капотом мощи.
R-класс непохож даже на своих собратьев «по конвейеру». Одним из самых ярких элементов экстерьера стали передние фары овальной формы. Они выделяют новинку из всего разнообразия модельного ряда компании. Сразу под ними находятся стильные, с нотками дизайна спортивных купе, декоративные элементы решетки воздухозаборника, контрастирующие по окраске с цветом кузова. Что ни говори, но на R-класс никак нельзя повесить ярлык «универсал» — уж слишком он эмоциональный и элегантный.
Поражает своей нестандартностью и роскошью внутреннее убранство автомобиля. В элементах салона ощущается рука талантливого дизайнера. Отделанный очень качественной и благородной кожей интерьер изыскан и в рассматриваемой версии (с угольно-черной отделкой и алюминиевыми вставками на передней панели и дверях) строг. На выбор предлагаются еще два варианта оформления салона: бежевая кашемировая кожа со вставками из древесины тополя либо серая кожа и ореховая древесина с хромированными полосами. При этом крыша и ее стойки изнутри отделаны приятной тканью. Интерьер наполнен чувством благополучия и роскоши.
В процессе вождения пилот будет наслаждаться не только мощью силовых агрегатов, но и многофункциональным рулевым колесом, обтянутым кожей, а также красивыми, стильными и легко читаемыми шкалами приборов. Они погружены в большие, «обрезанные» по диагонали колодца с деликатными хромированными ободками. Между шкалами спидометра и тахометра расположился экран бортового компьютера, на котором можно выбирать отображаемую информацию. Сам экран очень информативен и радует глаз приятной слегка голубоватой подсветкой, контрастирующей с матово-черным фоном. Водителю придется привыкнуть к левому подрулевому рычагу, который управляет «поворотниками», стеклоочистителями и омывателями. Он расположен нетрадиционно низко, а на его «классическом» месте находится рычажок круиз-контроля.
Простор
Путь в салон открывают огромные распашные двери, причем задние даже шире чем передние. Но открывать и закрывать их очень легко. Пассажирских мест здесь шесть, и расположены они по формуле 4+2. Дизайнеры придерживались идеи создания салона-гостиной, в котором всем и каждому уделялся бы максимум внимания и комфорта — и это касается не только индивидуальных светильников для всех пассажиров. Традиционного заднего дивана здесь нет — вместо него два кресла самолетного типа, ничуть не уступающие по комфортабельности местам передних пассажиров. Передние сидения оснащены электрорегулировками для всех возможных положений, задние в базовой комплектации регулируются механикой, но для них можно заказать электроприводы. Все кресла разрабатывались с учетом требований самых разных клиентов и поэтому в них могут с комфортом уместиться даже очень высокие люди. Благодаря длинной базе места на втором ряду больше, чем в S-классе. Кресла передвигаются в продольном направлении в очень большом диапазоне, поэтому можно свободно вытянуть ноги в длину. К услугам пассажиров второго ряда предложены индивидуальные подлокотники с регулировкой по высоте. Два подстаканника, две розетки на 12В и отсек для мелочей размещены на практически плоском центральном тоннеле. Доступ на сидения третьего ряда очень удобен: он осуществляется простым поворотом ручки на креслах второго ряда. Места и регулировок там немного меньше, но третий ряд довольно вместителен и подойдет даже для взрослых детей. Они будут сидеть плотнее друг к другу, но им откроется хороший обзор вперед, благодаря высокой посадке. R-класс окружает комфортом и заботой каждого пассажира.
Комфорт
В стандартную комплектацию входит система автоматического климат-контроля THERMATIC, способная не просто создавать зоны с различными температурами, но и сохранять их при прохождении автомобилем крутых виражей, не допуская смешивания теплого и холодного воздуха в салоне. Есть отдельные дефлекторы климатической системы для пассажиров задних сидений, но здесь же в качестве дополнительного оборудования можно установить дополнительную третью климатическую зону.
R-класс способен сделать поездку незабываемой, легкой, быстрой и максимально приятной. В базовую комплектацию входит CD-плеер с восемью динамиками. Опционально предлагается совершенная акустика мощностью 400Вт и мультимедийная система развлечений, включающей в себя отдельный DVD-проигрыватель с возможностью запускать видеоигры и 7-дюймовые жидкокристаллические мониторы, встроенные в подголовники передних сидений. При этом они укомплектованы отдельными выходами на наушники.
Деловые люди, которые не мыслят свою жизнь без переговоров, по достоинству оценят систему беспроводной связи. Существует целый ряд мобильных телефонов, которые можно подключить к бортовой электронике, и затем управлять записями телефонной книги с приборной консоли и принимать звонки нажатием клавиш на руле.
За доплату можно установить панорамную крышу, наполняющую вместительный комфортный салон светом и ощущением свободы. Дизайнеры словно намеривались придать большому универсальному автомобилю еще и ни с чем не сравнимое чувство путешествия под открытым небом, присущее кабриолетам. С такой опцией комфортный и богатый салон R-класса превосходит дорогостоящие бизнес-седаны, его комплектация отвечает самым высоким требованиям автомобилей разряда Premium.
Платформа новинки была позаимствована у нового внедорожника M-класса. Колесная база была увеличена до исполинских размеров — 3215 мм, что сделало возможным не только уместить три ряда сидений, но и сохранить вместительность багажного отделения. При поднятых спинках третьего ряда свободный объем для вещей составит 414 л. Кресла задних рядов можно сложить вровень с полом и получить внушительный грузовой отсек объемом до 2385 л и перевезти предметы длиной 2,2 м. Однако кому захочется использовать столь элегантный автомобиль для грузоперевозок? Но в любом случае приятно, что этот комфортный автомобиль способен выручить своего владельца, если дело коснется транспортировки большого количества вещей, например при переезде из загородного дома в новый особняк. Mercedes-Benz R-класса оснащен огромной, но тем не менее удобной подъемной задней дверью EASY-PACK. Она очень легко и высоко поднимается, тем самым расширяя возможности для погрузки и разгрузки.
Мощь
Mercedes-Benz R-класса оснащен и укомплектован по последнему слову техники. Перед конструкторами стояла задача разработать динамичный скоростной автомобиль. На выбор предложены два замечательных мотора — пока оба бензиновых объемом 3,5 л и 5 л (V8). Моторы отличаются отличной приемистостью, большой мощью и при разгоне огромного двухтонного автомобиля укладываются менее чем в 9 секунд! Силовые агрегаты работают в паре с семиступенчатой автоматической коробкой передач 7G-TRONIC. Переключение между режимами движения — P, R, N, D — осуществляется элегантным рычажком DIRECT SELECT, расположенным на рулевой колонке. Причем это не механический рычаг, а электронный. Благодаря наличию семи передач со сближенными передаточными числами, переключения коробки абсолютно неощутимы — создается впечатление одной бесконечно длинной передачи. Можно управлять коробкой и вручную, устанавливая диапазон передач нажатием на две клавиши, расположенные слева и справа на тыльной стороне руля. На клавиши возложены одинаковые функции: для переключения «вверх» нужно нажать на «внешнюю» половинку любой из них, а «вниз» — на «внутреннюю». При этом мотор раскручивается до предельных оборотов, а затем коробка сама переходит на следующую передачу.
Тестируемый R-класс оснащен двигателем объемом 3,5 л (272 л.с.), который действительно придает машине отменную динамику, сопровождая стремительный разгон благородным урчанием. Никаких других посторонних звуков в салоне не слышно — можно разговаривать полушепотом. Мощь мотора провоцирует водителя на агрессивное вождение, но это едва ли доставит неудобство пассажирам — комфортные кресла с развитой боковой поддержкой надежно удерживают седоков. Но не стоит ожидать от этого автомобиля спортивного поведения — все-таки масса кузова велика. Зато в путешествии на длинные дистанции R-класс удобен как никакой другой автомобиль, да и отзывчивость энергичного мотора порадует.
От М-класса достался полный привод и электронная система оптимизации тяги и движения под уклон 4ETS. Тяговое усилие между передней и задней осями распределяется в пропорции 30:70 — в поведении на дороге R-класс скорее напоминает заднеприводный седан. Но на скользкой дороге, при быстром старте или вне асфальта на выручку приходит полный привод, который вселяет уверенность в водителя большого автомобиля. Пневматическая подвеска задней оси, системы 4ETS и ESP для стабилизации движения уже включены в базовое оснащение. Как дополнительная опция предлагается пневматическая подвеска AIRMATIC и адаптивная система демпфирования ADS, которые позволяют увеличивать дорожный просвет на 50 мм. На скорости более 120 км/ч подвеска опустит кузов на 20 мм, чтобы улучшить аэродинамические характеристики и повысить курсовую устойчивость автомобиля. Приятным дополнением к оптимизации управляемости является параметрическое рулевое управление: на больших скоростях рулевое управление становится менее чутким и острым, дабы исключить вероятность непредсказуемых маневров большого и тяжелого Mercedes-Benz R-класса при слишком резком вращении руля.
В комплект базового оборудования, отвечающего за безопасность, включены ремни для шести кресел, передние и боковые подушки, системы помощи водителю при экстренном торможении, ESP и ABS, а также оконные занавески безопасности для всех рядов сидений. От нового M-класса позаимствована система превентивной безопасности PRE-SAFE, которая при наступлении вероятности столкновения (резкое торможение или скольжение автомобиля на большой скорости), подтягивает ремни безопасности, перемещает сидения в наиболее безопасное положение, «подкачивает» подголовники и закрывает люк и окна. Для самых маленьких пассажиров предусмотрены крепления ISOFIX для детских сидений в креслах второго и третьего рядов.
В Германии разработали без преувеличения универсальный автомобиль на все случаи жизни. В новом R-классе удачно и без «досадных компромиссов» сочетается изящный дизайн, роскошь просторного салона, непревзойденная безопасность, подкрепленной полным приводом, живая мощь моторов и передовые технологии уникальной трансмиссии. Марка Mercedes-Benz не просто удерживает планку качества и возможностей на высоком уровне высоте, но и с каждым разом поднимает ее еще выше.