Шкода. История успеха

“Успех чешских автомобилей Skoda во всем мире сегодня не вызывает сомнений. Функциональность и экономичность, удобство вождения, безопасность, надежность, современный дизайн, доступная цена позволяют автомобильной марке Skoda конкурировать с лучшими автомобилями мира. А началось все в 1895 году, когда два молодых человека объединили усилия по производству велосипедов и мотоциклов в семейное предприятие, назвав его Laurin&Klement.”

Экскурс в историю

В 1905 г. был выпущен первый автомобиль фирмы. Следует отметить, что нынешний год для ?koda — юбилейный, она отмечает 100-летие с начала выпуска автомобилей. Чехия – страна с давними традициями машиностроения. Далеко за ее пределами известны турбины, локомотивы, трамваи, грузовики и военная техника. Львиная доля в этом списке – продукция фирмы .

В 1925 г., сразу после слияния с фирмой ?koda Plzen, изменился уровень качества работ. Уже в то время компания установила такие стандарты производства, которые определяли направление прогресса всей автомобильной промышленности Европы. Началось производство новых превосходных автомобилей. ?koda применила конвейерную сборку автомобилей, что в то время явилось сенсацией для Европы. Уже с самого начала производство автомобилей ?koda было очень успешным. Автомобили компании били рекорды на международных соревнованиях. Бурное развитие замедлилось лишь после Второй мировой войны, за которой последовал период социализма, однако руководство фирмы смогло оставаться в курсе технических новинок Запада.

В 1991 г. фирма ?koda Auto восстановила традиции прошлого и вновь вышла на мировой рынок под крылом концерна Volkswagen. Годы непрерывного развития технической базы позволили выпустить уникальные автомобили, способные отвечать высоким эстетическим и техническим требованиям. Так, для производства в 1996 г. абсолютно новой модели ?koda Octavia, разработанной при непосредственном участии и под руководством концерна Volkswagen, был построен самый современный завод с применением новейших технологий концерна.

Участие немецкого концерна в разработках и производстве чешских автомобилей приносит свои плюсы и минусы. Унификация запасных частей, принятая в немецком концерне, позволила снизить затраты на хранение комплектующих деталей, что способствовало снижению стоимости автомобилей. В то же время в 1998–2000 гг. малоразмерное правое наружное зеркало, неудобство которого отмечали владельцы Fabia, устанавливалось и на другую продукцию концерна: Passat, Audi А4, А6 и даже Audi А8.

В настоящее время концерн Volkswagen имеет 100% акций компании ?koda Auto. Производство достигло показателя полмиллиона автомобилей в год, из них более 75% автомобилей идет на экспорт и продается более чем в 70 странах пяти континентов. Крупнейшими покупателями автомобилей ?koda являются такие страны как Германия, Великобритания, Франция, Италия, Испания. В странах СНГ автомобили ?koda стали действительно бестселлерами, благодаря своему отличному качеству, высочайшей надежности и не в последнюю очередь благодаря серьезной адаптации автомобилей к тяжелым условиям эксплуатации: плохие дороги, большие колебания температур, нестабильное качество топлива и т. д.

Модельный ряд

Компания ?koda Auto с 1999 г. предлагает покупателям уже завоевавшую признание модель Fabia с тремя вариантами кузова: хэтчбэк, универсал и седан. Модельный ряд этого автомобиля состоит из пятидверного хэтчбэка, просторного комби и четырехдверного седана с типичным дизайном. Такие элементы, как оформление салона, двигатели и трансмиссии, одинаковы во всех трех версиях кузова. Fabia Hatchback – при длине почти в 4 метра эта компактная модель внутри необычно просторна и комфортна для своего класса. Действительно, это самый просторный автомобиль в данном классе. Даже багажник весьма вместителен, а при сложенных задних сиденьях можно перевозить весьма крупногабаритные предметы.

Fabia Sedan – кузов этой модели визуально делится на три части, как у классического лимузина. Для дизайна этого седана длиной 4,22 м характерны типичный молдинг по бокам и слегка приподнятая задняя часть. Кромка багажника подчеркнута стильным спойлером. Обладая объемом багажника в 438 л, этот седан может соперничать с некоторыми автомобилями среднего класса.

Fabia Combi – привлекательный оригинальный дизайн этого просторного универсала доказывает, что автомобиль данного типа может представлять собой нечто большее, чем просто средство для перевозки больших грузов, — он может быть и необычайно симпатичным. Разумеется, универсал обладает увеличенным внутренним объемом, дает пассажирам ощущение безопасности и комфорта. Объем багажника, скрытого под сворачивающимся чехлом, составляет 426 л, а при складывании задних сиденьев его можно увеличить до 1225 л.

Fabia предлагается с пятью бензиновыми и тремя дизельными двигателями.

В конце 1996 г. ?koda представила широкой общественности новый автомобиль – Skoda Octavia, ставший бестселлером. Новинка имела общую платформу с такими автомобилями, как Audi А3 и Golf 4, и выпускалась с двумя типами кузова: седан и универсал. Всегда современный кузов седана Octavia оригинальных очертаний — это удачное сочетание индивидуальности, функциональности, аэродинамики и характера. Автомобили ?koda не утратили своей элегантности и характерной экспрессивности. Их название стало синонимом качества, надежности и безопасности для покупателей во многих странах мира. Octavia Combi — универсал, который появился вскоре после начала выпуска седана и очень быстро завоевал хорошую репутацию благодаря привлекательному внешнему виду, эксплуатационным показателям и потребительским качествам. Octavia 4х4 с кузовом седан и Octavia Combi 4х4 с кузовом универсал особенно удобна для частых поездок в трудных климатических условиях, горных районах или по плохим дорогам.

С появлением в 2001 г. модели Superb, ?koda вернулась в класс представительских автомобилей, традиции создания которых ?koda не утратила с 30-х гг. прошлого века. Впервые этот автомобиль был представлен в 1934 г. С течением времени модель претерпела множество коренных изменений. До 1947 г. даже выпускалась версия с 4-литровым 8-циллиндровым двигателем в 95 л.с. Автомобиль пользовался большой популярностью и присутствовал в гаражах правительств многих европейских государств. Современная модель — ?koda Superb — сохранила свое прежнее название. Помимо высокого уровня безопасности, умеренного шика и определенной доли престижа, ?koda Superb предлагает своим покупателям поистине огромный и очень комфортный салон, что прежде всего объясняется длиной базы — 2,8 м (один из самых высоких показателей среди автомобилей D-класса). Широкая гамма двигателей, как бензиновых, так и дизельных, зарекомендовавших себя на автомобилях марки Audi и Volkswagen, способна удовлетворить самого взыскательного покупателя.

Престижный седан Superb — самый большой автомобиль из всех выпускаемых фирмой ?koda в настоящее время. Главными достоинствами этого «флагмана» являются: высшее качество сборки, отличные ходовые характеристики, высокий уровень безопасности, использование высококачественных материалов, оригинальные устройства, повышающие комфорт и оптимизирующие внутреннее пространство для нужд водителя и пассажиров. Superb завоевал признание как специалистов, так и общественности: он стал «Автомобилем года» в 2002 г. в Югославии; победил в опросе «Городской автомобиль года», организованном Британским клубом автопутешественников; шотландские журналисты объявили его «Лучшим роскошным седаном года»; был «Лучшим зарубежным автомобилем» в Германии в 2002 г.; получил 2-е место в опросе журнала Bild am Sonntag и получил в награду «Золотой руль». Также номинировался в финал конкурса Auto 1, организованного Ассоциацией автомобильных журналов Auto Europe. В начале 2003 г. Superb стал самым популярным автомобилем согласно опросу, проведенному в Чешской Республике.

?koda Superb имеет стандартную 3-объемную компоновку кузова, изысканный силуэт и особые черты. Элегантный и популярный во все времена дизайн Superb сочетает в себе богатые традиции компании вкупе с престижностью и техническими характеристиками. И внешний вид, и внутренняя отделка модели имеют типичные для автомобилей ?koda черты: более крупная сетка радиатора, низко расположенный молдинг бампера, приподнятая дверь багажника, создающая впечатление динамичного автомобиля. Тщательно продуманный дизайн кузова автомобиля ?koda Superb говорит о солидности новой модели, произведенной по передовой технологии.

За последнее десятилетие ?koda осуществила прорыв в новое измерение. Сегодня завод выпускает уже не две модели (Favorit и его преемник Felicia в версиях хэтчбэк, универсал и пикап), а три кузовных версии Fabia, две – Octavia и флагман компании ?koda – Superb. При производстве этих автомобилей завод применяет самые современные разработки и технологии в области автомобилестроения. Действующая на заводе система менеджмента качества ISO 9001, способствует повышению качества продукции. Престижные награды, завоеванные автомобилями ?koda на различных конкурсах, доказывают интерес общественности к этой марке.

В 2004 г. запущена в производство новая ?koda Octavia А5, которая имеет внутренние размеры салона на 4 см шире, на 6 см длиннее и на 1 см выше, чем размеры ?koda Octavia А4. При этом в отделке салона применены более качественные и благородные материалы. А5 получила более вместительный багажник, базовый объем которого в 560 л (у Combi — 580 л) можно увеличить, сложив задние сиденья, до невероятной величины в 1335 л (1620 л у Combi)! Ее превосходные технические характеристики стали еще лучше благодаря новой ходовой части с современными передним и многофункциональным задним мостами.

Выбор современных силовых агрегатов удовлетворит поклонников как бензиновых, так и дизельных двигателей. Особо стоит выделить — бензиновый двигатель 1,6 FSI мощностью 85 КВт и дизель 2,0 TDI PD мощностью 103 КВт и революционной коробкой передач DSG. Можно выбрать и экономичный бензиновый двигатель 1,4 MPI мощностью 55 КВт или турбодизель 1,9 TDI PD мощностью 77 КВт. Даже на стандартную версию Classic устанавливаются четыре подушки безопасности (спереди и сзади), АБС, центральный замок, водительское сиденье с регулировкой по высоте и кронштейны ISOFIX для установки детских кресел на задних сиденьях. На версии Ambiente, помимо стандартного оборудования Classic, имеются зеркала заднего вида с электрической регулировкой и обогревом, компьютер на приборной панели и тонированные стекла. Самая богатая комплектация, Elegance, включает, например, автоматическую систему кондиционирования воздуха Climatic, электрические стеклоподъемники всех дверей, противотуманные фары, 15-дюймовые легкосплавные колесные диски Orion, встроенную в зеркала подсветку зон возле дверей и многие другие элементы.

Главная особенность «внешности» А5 – это огибающий двигатель капот с элегантной хромированной решеткой радиатора исключительно в стиле ?koda. Боковые повторители поворотов перемещены с крыльев на наружные зеркала заднего вида, что благоприятно повлияло на облик крыльев: их очертания стали чистыми и более элегантными.

Фары новой формы (без рассеивателей) эффектно смотрятся рядом с решеткой радиатора. Они не ограничены передними гранями, что придает Octavia сильные и динамичные очертания. Автомобиль производит впечатление даже ночью – габаритные огни освещают боковую полость указателей поворотов, интегрированных в модули головного света. По специальному заказу автомобиль можно оснастить ксеноновыми фарами.

Новейшие аэродинамические стеклоочистители скрыты под клиновидным капотом – хорошо продуманная деталь дизайна, уменьшающая аэродинамическое сопротивление автомобиля. Начиная с базовой комплектации, новая Octavia А5 предлагает богатый ассортимент аксессуаров и оборудования, которыми другие автопроизводители обычно оснащают автомобили более высоких классов. Например, автомобиль в комплектации Classic имеет четыре подушки безопасности (фронтальных и боковых), ABS, центральный замок, трехточечные ремни безопасности на задних сиденьях, регулировку кресла водителя по высоте, регулировку рулевого колеса в двух плоскостях, повторители поворотов, интегрированные в наружные зеркала заднего вида, высокоэффективные аэродинамические стеклоочистители с интервальным включением, Audi-подготовку с четырьмя динамиками в передних дверях, систему деактивации пассажирской подушки безопасности (для установки детского кресла на переднем сиденье) и два крепления ISOFIX для детских кресел на задних сиденьях.

Награды и овации

С самых первых месяцев продажи Octavia А5 получила положительные отзывы как прессы, так и публики. Octavia Combi также получила положительные оценки на осеннем автосалоне в Париже. В течение первого года своего существования Octavia А5 заслужила высокую оценку у профессионалов и у покупателей. ?koda Octavia нового поколения также находит огромное количество поклонников по всей Европе. Положительно о ней отзываются как любители, так и профессионалы в Германии, где автозавод из Млада Болеслава сегодня успешно продает свою продукцию. Самая последняя награда новой Octavia – это «Золотой руль-2004» (Goldes Lenkrad-2004), еще раньше эта модель завоевала первенство в двух категориях анкеты Auto Trophy-2004. «Золотой руль» — один из самых желанных автомобильных призов на международной арене. Его присуждает самый продаваемый воскресный европейский еженедельник Bild am Sonntag. В условиях жесткой конкуренции новая ?koda заняла первое место в категории автомобилей компактного и среднего класса. По оценкам жюри упомянутого журнала, состоявшего из 27 человек, А5 победила в трех из восьми категорий: вместительность, соотношение стоимости, полезных свойств и удобства в обслуживании. Она не проиграла и в анкете AutoTrophy-2004. В анкете немецких журналов Auto Zeitung и TV Movie из издательской группы Bauer она триумфально лидировала в двух из 25 номинаций. Она состязалась своими элементами от малых автомобилей через средний класс до самых люксовых и спортивных автомобилей, кроме всего прочего состязалась также и в возможностях тюнинга. ?koda Octavia победила в очень ценных номинациях, таких как лучший импортный компактный автомобиль и как автомобиль с наилучшим соотношением стоимости и качества. Таким образом, это единственный автомобиль, которому удалось выиграть сразу два приза. А концерн Volkswagen, в состав которого входит акционерное общество ?koda Auto, соответственно, стал наилучшим в голосовании читателей.

Такой успех сравним с победой на Олимпийских играх. Volkswagen завоевал в призовых номинациях три первых места, три вторых и одну воображаемую бронзовую медаль. В этом году Octavia А5 не остановилась на прошлых достижениях и получила звание «Автомобиль 2005 года» не только в Чехии, но и в Финляндии и Болгарии. В придачу читатели журнала Auto Tip выбрали ее самой красивой новинкой в конкурсе-опросе «Автомобиль номер один», который проходил в рамках медиагруппы AutoBild.

В Финляндии Octavia А5 столкнулась с мощными конкурентами, но это не помешало ей получить наивысшее количество баллов. Среди номинированных 25 автомобилей Octavia А5 получила наивысшую оценку — 27 баллов (повторяя тем успех своего предшественника, который в Финляндии получил такую же оценку в 1998 г.). Следующие места по результатам опроса заняли Toyota Prius (23 балла), BMW 1 (17 баллов), Opel Astra (16 баллов) и Fiat Panda (13 баллов). Опрос «Автомобиль года» в Финляндии ежегодно устраивает крупнейший местный автомобильный журнал Tuulilasi. Лучший автомобиль года определяет комиссия, состоящая из журналистов, пишущих не автомобильную тематику.

В Болгарии 7 декабря 2004 г. во время проведения Софийской выставки Octavia А5 была объявлена «Автмобилем 2005 года». При этом она опередила Peugeot 407 и Opel Astra.

Octavia победила и в чешском национальном опросе медиагруппы AutoBild. В Чехии победителя среди 20 наиболее ярких новинок этого года выбирали читатели журнала Auto Tip (всего в голосовании с помощью SMS приняли участие 7012 человек). В Чехии Octavia А5 получила звание «Автомобиль номер один», с явным преимуществом опередив пару французских новинок: Citroen C4 и Peugeot 407. Кроме того, новая Octavia А5 объявлена автомобилем 2005 года и в Украине.

На концепткаре – в светлое будущее
Судя по всему, специалисты ?koda не собирается останавливаться в совершенствовании данного авто. Нестандартность решений порождает нестандартные концепции. Подтверждением этого является концептуальная разработка немецко-чешского концерна под названием ?koda Roomster. Сам смысл, заключенный в названии автомобиля, определяет назначение: «Room» — «комната» является интерьером, который ломает все стандарты своего класса, предлагающего чрезвычайно большое пространство и множество вариантов, «(Road)ster» выражает динамику и чувство следования стилю. Roomster объединил в себе компактные габариты и в высшей степени просторный и гибкий интерьер с привлекательным динамичным дизайном в одно гармоничное целое. Новая концепция предоставляет большие возможности использования революционной идеи Roomster.

?koda Roomster (длина — 4055 мм, ширина — 1843 мм, высота — 1669 мм, база — 2700 мм), созданный на основе VW Golf V. По словам главного дизайнера ?koda Томаса Ингелата, это машина для тех, кому нужны одновременно и стиль, и комфорт.

В новом автомобиле ?koda удачно совмещены элементы классики и ультрасовременные решения. Салон отличается трансформируемостью и комфортом, что явно намекает на нишу семейных автомобилей, в которую метит Roomster. На сегодняшний день уже очевидно, что в следующем году Roomster появится в серийном варианте – это означает, что европейский авторынок получит «по-шкодовски» надежный и недорогой автомобиль в одном из самых быстрорастущих сегметов рынка. Передние кресла разворачиваются на 180°, образуя внутри нечто наподобие кабинета. Явный намек на то, что автомобиль может вполне комфортно использоваться и как офисный «челнок». Диапазон продольной регулировки задних сиденьев — 750 мм! Их можно придвинуть вплотную к передним для максимального использования грузового отсека или же, напротив, загнать в багажник. Доступ в салон обеспечивают две традиционные распашные двери и только одна сдвижная (со стороны обочины). Задняя дверь выполнена целиком из стекла, что подчеркивает ощущение простора в салоне. Этой же цели служат прозрачные секции в крыше.

Компактный семейный автомобиль длиной 4,055 метра гарантирует великолепное управление в городском потоке и удобную парковку. Интересно то, что автомобиль имеет асимметричную конструкцию. Задние двери расположены только со стороны пассажира. Дверь к тому же очень широкая, что предоставляет довольно свободный и комфортный доступ в салон. Асимметричность конструкции заметна и в линии крыши, которая со стороны водителя продолжается вплоть до задка, а со стороны пассажира заканчивает свой бег на кромке бокового стекла. Отсутствие одной задней двери довольно положительно сказывается на безопасности, так, к примеру, маленькие дети не смогут выбраться на дорогу.

Внутри имеется пять мест, уютный светлый интерьер, двухцветная панель приборов: бежевый верх, черный низ, разделенные алюминиевой декоративной вставкой. Трехспицевое рулевое колесо – оригинального дизайна плюс овальные формы спидометра и дополнительных приборов. Отсутствие центральной консоли позволяет более удобно и просто пробраться на задние сиденья. После того как ?koda представила свой концепт MPV Roomster, реакция широкой автомобильной общественности на новинку была столь активной, что чехам ничего не оставалось, кроме как заняться развитием столь удачной идеи. По предварительным сведениям, на мировом рынке ?koda Roomster появится в 2006 году.

Следующий концепткар переносит нас в новый для ?koda класс внедорожников. Новый SUV был разработан в дизайнерском подразделении Yeti Auto и был представлен в 2005 году на Женевском автосалоне. Он сконструирован на базе предыдущего концепта – Roomster.

?koda Yeti демонстрирует видение компанией автомобилей SUV. Этот автомобиль – одновременное воплощение широчайшей функциональности и почти экстремальной компактности. Этой весной в Женеве ?koda представила в качестве концепткара автомобиль класса «компактный SUV» или кроссовер под выразительным названием Yeti.

Пятидверный кроссовер имеет достаточно агрессивную внешность – плавные линии передней части контрастируют с четкими «рубленными» гранями кузова автомобиля. Необычно выглядят и интегрированные противотуманные фары, они как бы «врезаны» в бампер и облицовку радиатора. Багажные рейлинги представляют собой часть кузова – они начинаются в качестве передних стоек, а сзади перетекают в вертикальные фонари.

По своей концепции Yeti – это вызов всем агрессивно выглядящим большим внедорожникам с полным приводом. У Yeti привод передний, и это намек на то, что даже для SUV такого привода вполне достаточно для комфортного движения на большинстве европейских дорог.

Этот автомобиль предлагает множество функциональных элементов, инновационных решений, характерных для бренда, ну и, конечно, оригинальный дизайн. Концепт был создан в соответствии с предназначением автомобилей категории SUV. Но это не агрессивный внедорожник, который позволяет передвигаться по пересеченной местности. Yeti – идеальное средство для того, чтобы воплотить в жизнь все поставленные цели, это идеальный автомобиль для тех, кто является приверженцем активного образа жизни.

Данный автомобиль представляет собой целую серию оригинальных решений, как внешних, так и внутренних. В частности, владелец Yeti сможет сам выбирать компоновку приборов – достаточно одного нажатия, и занимающий центральное место на панели приборов тахометр начинает работать на соседнем дисплее, уступая свое место спидометру. По желанию, на трех дисплеях за рулем могут высвечиваться и компас, и указатель топлива, и компьютер, показывающий температуру внутри и снаружи автомобиля. Ну а дисплей навигации обладатель нового автомобиля сможет даже выносить из салона, причем он будет оставаться работоспособным даже за пределами авто.

Не менее оригинально сконструировано и пространство для багажа. Так, над головами пассажиров расположены два параллельных отсека для мелких вещей (наподобие полок в салонах самолетов). В центральной консоли расположены не подстаканники, как это обычно бывает в автомобилях, а резервуар для напитков с выдвигающимися трубочками. Стоит также отметить и кнопку «старт» вместо классического поворота ключа зажигания.

Большая площадь остекления, достаточный простор для пассажиров, четыре боковые двери (а не две, как может показаться на первый взгляд), оригинальные решения как в плане внешнего облика, так и в плане «начинки» — все это говорит о том, что публике был представлен будущий бестселлер. С первого взгляда на ?koda Yeti создается впечатление, что продумано все до мелочей. Именно эта тщательность в мелочах вызывает вопрос, когда данный автомобиль поступит в продажу. Хочется надеяться, что завод сократит срок, отведенный на подготовку производства этой интересной новинки. Забегая вперед, отметим, что Roomster и Yeti планируется выпускать на специально построенном для этого заводе.

Добавить комментарий